Главная » Файлы » Мои файлы |
14.07.2014, 21:12 | |
Приложение к приказу минобразования Ростовской области от 18.07.2012 № 661
Примерные региональные требования к регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей в Ростовской области
1. Настоящие примерные региональные требования к регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей в Ростовской области (далее - Требования) регулируют деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (далее именуется - учреждение) автономные, бюджетные или казенные учреждения следующих видов: - центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников, технического творчества учащихся), детского и юношеского туризма и экскурсий (краеведения, юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеские центры, детские (подростковые) центры, детские экологические (оздоровительно-экологические, эколого-биологические) центры, детские морские центры, детские (юношеские) центры, детские оздоровительно-образовательные (профильные) центры; - дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств); - дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств); - станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция; -детские школы искусств (в том числе по различным видам искусств); -детско-юношеские спортивные школы; - специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва. Вид образовательного учреждения определяется в соответствии с направленностью и количеством реализуемых образовательных программ. Дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности: - научно-техническую; - спортивно-техническую; - физкультурно-спортивную; - художественно-эстетическую; - туристско-краеведческую; - эколого-биологическую; - военно-патриотическую; - социально-педагогическую; - культурологическую; - естественно-научную. В многопрофильных учреждениях количество направленностей реализуемых дополнительных образовательных программ должно быть не менее пяти в Домах, не менее четырех в Центрах и всех направленностей во Дворцах. При этом программы каждой направленности должны составлять не менее 5% от общего количества реализуемых программ. Однопрофильные учреждения (реализующие программы одной направленности) могут реализовывать программы нескольких направленностей. В этом случае программы каждой направленности должны составлять не менее 5% от общего количества реализуемых программ, а программа основной направленности (направленность учреждения по лицензии) должны составлять не менее 75%. 2. Требования распространяются также на иные образовательные учреждения, в т.ч. общеобразовательные, реализующие программы дополнительного образования детей. 3. Условия организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) Ростовской области регламентируются Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Областным законом «Об образовании в Ростовской области», другими законодательными и нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ними, Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Ростовской области, Указами и Распоряжениями Губернатора Ростовской области, типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, приказами министерства общего и профессионального образования Ростовской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, Уставом учреждения, его локальными актами и настоящими Требованиями. 4. Требования к УДОД: - реализация дополнительных образовательных программ различного уровня и направленности, в том числе дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства в детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств); - оказание услуг в интересах личности, общества, государства; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей; - выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей; - профессиональная ориентация детей; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, ключевых компетенций, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; - адаптация детей к жизни в обществе; - формирование общей культуры детей; - организация содержательного досуга детей; - удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом, научно-техническом, спортивно-техническом, эколого-биологическом, естественно-научном, культурологическом, туристско-краеведческом, военно-патриотическом, социально-педагогическом, физкультурно-спортивном, в творческом и интеллектуальном развитии; - осуществление образовательного процесса и проведение массовых мероприятий с учётом запросов региона, муниципальных образований, детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурных традиций; - проведение массовой, учебно-методической, организационно-методической, информационно-методической, научно-методической работы, консалтинга, направленных на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, профессионального мастерства педагогов, реализующих программы дополнительного образования детей; - оказание организационно-методической, информационно-методической, консультативной помощи педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности, а также детским общественным организациям, в т.ч. на договорной основе. 5. Деятельность детей в УДОД осуществляется как в одновозрастных так и в разновозрастных детских объединениях по интересам (клуб, студия, театр, центр, группа, кружок, секция, лаборатория и др.). 6. Образовательный процесс в УДОД осуществляется с учётом принципов добровольности, свободного выбора детьми и подростками видов занятий, их инициативы и самостоятельности. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях разного профиля, менять их. 7. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает: - дополнительные образовательные программы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций; - учебные планы. 8. В учреждении дополнительного образования детей реализуются следующие программы: - типовая (рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации); - модифицированная (рабочая, адаптированная) скорректирована конкретным педагогом, авторским коллективом на основе типовых или авторских программ с внесением изменения в отбор содержания, тем, порядка их изучения, изменения в распределении часов, в отборе материала по темам и разделам; - экспериментальная (авторская программа в период апробации); - авторская (программа разработана педагогом или коллективом педагогов, успешно прошедшая период апробации, рекомендованная методическим (педагогическим) советом образовательного учреждения, имеющая внешние рецензии, принявшая участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства, конкурсе авторских программ на муниципальном, региональном или федеральном уровнях). Сроки реализации программ зависят от поставленных целей и объема содержания. Оптимальным сроком является 3 года. Для достижения высоких результатов и оказания качественных услуг дополнительного образования срок реализации программ должен быть не менее 3 лет. Образовательные программы должны соответствовать Примерным требованиям (письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844). 9.Учебный план содержит перечень направленностей, реализуемых в соответствии с лицензией, программ, количество групп и занимающихся в них детей, объем педагогических и концертмейстерских часов по годам обучения и другие необходимые для планирования средств показатели. Разрабатывается на основе программы развития, образовательной программы, в соответствии с муниципальным (государственным) заданием учреждения дополнительного образования. В установленном порядке согласуется с органом, осуществляющим управление в сфере образования, наделенным полномочиями учредителя. Учебный план может быть откорректирован до 1 октября текущего года. В течение учебного года по представлению руководителя в учебный план УДОД могут быть внесены изменения и (или) дополнения. 10. Численный состав объединений определяется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03 и в соответствии с образовательными программами детских объединений: на 1 году обучения – 12-15 человек; на II году обучения – 10-12 человек; на III и последующих годах обучения – 8-10 человек. На этапе 4 и последующих годов обучения, а также на ранних этапах при работе с одарёнными детьми, детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, допускается создание творческих объединений в количестве менее 8 человек при наличии индивидуального плана работы с группой, или программы индивидуального образовательного маршрута. Решение о создании таких групп принимается педагогическим советом учреждения и оформляется приказом директора. В случае снижения фактической наполняемости в течение учебного года до 50% и ниже от списочного состава, учебные группы могут быть объединены или расформированы по согласованию с органом, осуществляющим управление в сфере образования, наделенным полномочиями учредителя. Высвобожденные при этом средства могут быть использованы на открытие новых детских объединений. 11. Численный состав объединений детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, находящихся в детских домах, интернатах формируется исходя из нормативов, принятых в данном учреждении, но не более 10 человек в группе первого года обучения, 7-8 человек в группах второго года обучения. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, по месту жительства проводится индивидуально из расчета 2-3 часа в неделю на одного ребенка. Оплата труда педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, производится из общего фонда заработной платы УДОД. 12. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены обучающиеся, успешно прошедшие собеседование или прошедшие обучение по данному профилю в других УДОД. 13. В составе контингента обучающихся УДОД должно быть не менее 60% детей в возрасте от 10 до 17 лет. 14. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03. Максимально допустимая нагрузка на одного ребенка в неделю не должна превышать 12 академических часов, включающих теоретические и практические занятия. В оркестровых, музыкальных, вокальных объединениях наряду с занятиями со всем составом кружка, проводится индивидуальное обучение. Продолжительность занятий в этих объединениях не должна превышать 12 академических часов в неделю. 15. Продолжительность одного занятия (1 академического часа) определяется образовательной программой и устанавливается для детей дошкольного возраста 30-35 минут, младшего школьного возраста – 35-40 минут, для среднего и старшего школьного возраста – 40-45 минут с обязательным перерывом между занятиями 10-15 минут. При этом в образовательных программах и журналах учета занятий проставляются академические часы, а в расписании - астрономические. Занятия могут проводиться со всем составом объединения, по группам и индивидуально в соответствии с программой и в пределах отпущенных часов на объединение. Занятия объединений фиксируются в журнале учёта и контроля работы детского объединения. 16. В период летних каникул допускается работа детских творческих объединений в рамках деятельности профильных смен, учебно-тренировочных сборов, слётов, летних оздоровительных площадок, экспедиций, лагерей и т. д. по дополнительным образовательным программам, разработанным на данный период с учётом здоровьесберегающих технологий. 17. Занятия в УДОД проводятся согласно расписанию. Расписание составляется в начале учебного года (до 1 сентября), утверждается директором УДОД и заверяется печатью, согласуется в установленном порядке. Перенос занятий или временное изменение его производится только с согласия администрации и оформляется документально. 18. Учебный год в УДОД начинается в сентябре и заканчивается в мае. Занятия в детских объединениях первого года обучения должны начинаться не позднее 15 сентября. Комплектование объединений всех годов обучения проходит в августе каждого календарного года. 19. В период школьных каникул объединения могут работать по специальному расписанию с переменным составом. 20. Условиям осуществления образовательного процесса должно соответствовать необходимое дидактическое, методическое, материально-техническое обеспечение в соответствии с образовательными программами детских объединений. УДОД могут иметь специально оборудованные помещения для осуществления образовательного процесса (учебные кабинеты, лаборатории, секции, концертные, выставочные залы, танцевальные классы, спортивные сооружения (помещения), в том числе спортивно-технические, теплицы, бассейны, опытные участки (хозяйства), манежи, оборудованные трассы, библиотеки, медиатеки, другие объекты социальной инфраструктуры. 21. Результативность образовательного процесса (промежуточная и итоговая аттестация обучающихся) отслеживается в ходе участия обучающихся в рейтинговых мероприятиях различного уровня, а также по результатам тестов, творческих работ, защиты проектов, отчётных мероприятий, открытых занятий, выставок, соревнований, в иных формах, предусмотренных образовательной программой. 22. Педагог дополнительного образования несет ответственность за наличие и надлежащее ведение следующей документации: - журнал учета занятий детского объединения; - образовательная программа; - результаты мониторинга освоения образовательной программы.
| |
Просмотров: 977 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |